Госдума смягчила закон о локализации такси: что говорят эксперты

Госдума приняла закон о локализации такси в смягченном варианте. Требования к автомобилям, используемым в этой сфере, будут не такими жесткими, как предлагалось ранее и рынку дадут больше времени на адаптацию. Однако эксперты все равно видят риски

Ирина Зверева

Изначально планировалось, что новый закон вступит в силу с 1 октября 2025 года, но теперь дата перенесена на 1 марта 2026 года. При этом требования к уровню локализации будут вводиться постепенно. Предполагается, что с 2026 года для легковых автомобилей, используемых в качестве такси, будет установлен порог локализации в 3,2 тысячи баллов. С 2027 года этот минимум увеличится до 3,5 тысячи баллов, а с 2028 года — до 3,7 тысячи баллов.

К тому же в финальной версии закона появились нормы, позволяющие использовать в качестве такси автомобили, на производство которых до 1 марта 2025 года заключены специальные инвестиционные контракты (СПИК). Перечень таких автомобилей может быть расширен моделями, на которые СПИК заключен после 1 марта 2025 года. Эти послабления будут действовать до 1 января 2033 года.
Кроме того, для некоторых регионов введены отсрочки вступления в силу требований по локализации. В Калининградской области и регионах Сибирского федерального округа нормы начнут действовать с 1 марта 2028 года, а в регионах Дальневосточного федерального округа — с 1 марта 2030 года.

Глава думского Комитета по транспорту Евгений Москвичев уточнил, что закон обратной силы не имеет и таксопаркам не придется продавать уже используемые автомобили — они смогут доработать при условии прохождения техосмотра. Он оценил этот период в 10-15 лет.

При рассмотрении законопроекта в Госдуме было объявлено, что данный вариант стал компромиссным — он смягчен, чтобы не ударить по сфере перевозок.

Госдума смягчила закон о локализации такси: что говорят эксперты

Однако эксперты все равно предупреждают, что после вступления закона в силу затраты на обновление автопарка могут достигнуть сотен миллиардов рублей, и это может привести к резкому росту тарифов на услуги такси. Так, экономисты НИУ ВШЭ пришли к выводу, что федеральный бюджет может недополучить около 350 млрд рублей в течение трех лет из-за снижения налоговых поступлений от ухода водителей «в тень», а также недополучения таможенных пошлин, утилизационных сборов и акцизов за импортируемые автомобили. Эксперты Аналитического центра при правительстве отметили, что в результате реформы отрасль может недосчитаться примерно половины работающих сегодня водителей. Причем сильнее других пострадают те из них, кто занят перевозками частично.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






Источник