Бразилия – страна, являющаяся на сегодняшний день второй в мире по объемам производства такого вещества, как этанол. И разные производители, присутствующие на рынке Латинской Америки, пробуют себя здесь в новом сегменте: гибридные транспортные средства с силовыми установками, способными работать на чистом этаноле. Одним из пионеров в этой области стал итальянский Fiat, недавно выпустивший две своих новых гибридных модели на этаноле. Насколько перспективно это направление, в чем технические особенности таких машин, и какие еще производители всерьез делают ставку на этанол в качестве топлива для своих гибридов? Разбираемся в специальном материале.
Роман Прокопенко
Гибриды имеют действительно долгую историю, которая восходит еще к 1901 году с Loehner-Porsche «Mixte» Фердинанда Порше. Однако, как мы знаем, лишь в 1990-х годах технология набрала обороты, чему способствовал запуск оригинального Toyota Prius.
Большинство гибридов имеют в своей основе бензиновые двигатели, но некоторые автомобили от Mercedes, например, используют дизельные. Французский Peugeot, между прочим, был первым производителем, кто представил массовый дизельный гибрид в 2012 году. И вот после недавнего дебюта гибридного Kia на сжиженном нефтяном газе (LPG) в Бразилии появились два гибридных Fiat…на этаноле.
Концерн Stellantis, которому принадлежит Fiat, называет его «биогибридной» технологией, которая строится вокруг турбированного 1,0-литрового двигателя. Этот трехцилиндровый агрегат работает на бензине и этаноле, а также дополняется электродвигателем.
Двигатель внутреннего сгорания здесь выдает 130 лошадиных сил, что с первого взгляда может показаться довольно маленьким показателем, но этого достаточно для Fiat, чтобы итальянцы могли смело сказать, что их «этаноловые» Fastback и Pulse являются самыми мощными в своем сегменте (!) Эти два SUV с гибридной силовой установкой T200 имеют крутящий момент более 200 Нм.
Выходная мощность направляется на переднюю ось через бесступенчатый вариатор, который имитирует 7 передач. Fiat снабдил гибридные Fastback и Pulse парой 12-вольтовых батарей: одной свинцово-кислотной батареей емкостью 68 А*ч в моторном отсеке и одной литий-ионной батареей ёмкостью 11 А*ч под сиденьем водителя. Обе поддерживают, внимание, четырехсильный электродвигатель (здесь нет опечатки!), который заменяет обычные компоненты генератора и стартера.
Кроме того, для новых гибридных Fiat на этаноле предусмотрен даже режим рекуперации, который может улавливать до 25% энергии, которая в противном случае просто терялась бы при замедлении и торможении; собранная энергия вместо этого затем используется для подзарядки обеих батарей.
Fiat утверждает, что расход топлива снизился на 11,5% для гибридной модели Fastback «на этаноле» и на 10,7% — для «этаноловой» модели Pulse, по сравнению с неэлектрифицированной версией силовой установки.
Может возникнуть вопрос, почему именно этанол? Ответ заключается в географии: потому что Бразилия является вторым по величине производителем этого вещества в мире. Страна в Южной Америке является одним из крупнейших в мире производителей сахарного тростника, который как раз используется для производства этанола. И именно там, кстати, Fiat выпустил небольшой хэтчбек 147, совместимый с топливом E100 (100% этанола) для ДВС, еще в 1979 году.
А в прошлом году, по данным Бразильской ассоциации производителей автомобильной техники (ANFAVEA), целых 83% проданных там автомобилей имели силовую установку, которая может работать на «гибком» топливе.
Добавим, что, в то время как эти две модели Fiat в Бразилии имеют мягкогибридную установку, мультибрендовый концерн Stellantis планирует чуть позднее запустить полные гибриды и подключаемые гибриды с ДВС, которые могут работать на этаноле. А вслед за итальянским производителем, глядишь, в гонку включатся и конкуренты Фиата на южноамериканском рынке — американский General Motors и японская Honda, которые, по некоторой информации, также имеют планы совсем скоро запустить в Бразилии модели, которые способны работать на этаноле.