Фургон для скоропорта: какая техника используется для перевозки продуктов питания

Скоропортящиеся грузы всегда нуждаются в сохранении заданной температуры. Рассказываем о наиболее интересных предложениях на рынке автомобильных рефрижераторных установок для развозных фургонов

Борис Баратов

В 2024 году в России продажи новых авторефрижераторов для городской доставки или развозки выросли на 60 %. За год было приобретено свыше 8000 таких автомобилей. В целом же продано более 14 тысяч авторефрижераторов для транспортировки на разных этапах холодовой цепи (данные «СИВ Трансхолод»).

Обычно выделяют три стадии перевозок авторефрижераторами: внутригородская развозка, междугородняя и городская перевозка, международные и междугородние магистральные перевозки.

Сами холодильно-отопительные установки (ХОУ) для рефрижераторов делятся на три типа. Первый — ХОУ с приводом от двигателя автомобиля: ременная передача соединяет ДВС и компрессор установки. По виду это сплит-система: конденсатор устанавливается на передней стенке фургона или на крыше, если это цельнометаллический фургон, а испаритель — внутри кузова. На примере оборудования Carrier это установки Citimax, Xarios. 

Второй тип — автономные агрегаты для средних и больших грузовиков. Они оснащены собственным дизельным двигателем, не зависят от ДВС автомобиля и способны более ровно поддерживать температуру, чем приводные агрегаты. Монотемпературные установки сделаны в виде моноблока, который монтируется на передней стенке фургона грузовика. Пример — Carrier Supra. Автономные агрегаты оснащены стояночной секцией — при выключенном двигателе установка запитывается от электрической сети. Также есть менее распространенные модели с особой конструкцией для монтажа в нижней части прицепа. Это Supra с литерой U. Таким образом, можно составить сцепку для перевозки за один рейс почти вдвое большего количества продукции.

И, наконец, самые технологичные транспортные рефрижераторные установки — агрегаты для полуприцепов. Поддерживают стабильный температурный режим в кузовах 95–110 м3 в авторефрижераторах или 120–130 м3 в автономных рефрижераторных вагонах. Агрегаты Carrier Vector оснащены стояночной секцией.

Фургон для скоропорта: какая техника используется для перевозки продуктов питания
Для междугородних рейсов и доставки из распределительных центров лучше использовать рефрижераторы с автономными ХОУ. 

Спрос на технику с ХОУ перевернул устоявшиеся правила: мегаполисы затребовали под нынешние реалии маломерный флот рефрижераторов — легкие «каблучки» и фургоны-будки на шасси, активно выдворяя из городской черты чадящие фуры. В этой статье мы подробно рассмотрим оборудование для мало- и среднетоннажных фургонов.

Помимо Carrier, на российском рынке в той или иной степени распространены холодильно-отопительные установки производителей со всего мира: Dongin Thermo и H-Thermo, SuperSnow, SuperCool, Sinoclima. Российское оборудование представлено марками: TerraFrigo, Fridge (такими изделиями, в частности, оснащаются фургоны «Центртранстехмаш»), «Элинж» и др.

Фургон для скоропорта: какая техника используется для перевозки продуктов питания
Линейка ХОУ TerraFrigo G3 предназначена для автомобилей средней вместительности.

Среди новинок отметим продукцию компании TerraFrigo — линейку холодильных установок третьего поколения с приводом от двигателя. Такой тип оборудования, по данным компании, занимает самую большую нишу монтажа ХОУ в сервисных центрах и на специализированных предприятиях — 60 %  в прошлом году. Линейка TerraFrigo G3 предназначена для автомобилей средней вместительности, объемом грузового отсека до 28 м3

Что интересно, в линейке зависимых ХОУ из Ростова-на-Дону есть и модели со стояночной секцией. Достоинство такого решения инженеры компании видят в увеличении надежности оборудования. «Постоянная нагрузка на дорожный компрессор увеличивает риск его выхода из строя, что приведет к порче груза в самый неподходящий момент. Рабочей мощности компрессоров не хватит для набора температуры в режиме стоянки, они только поддержат набранную в дорожном режиме температуру, что неудобно для использования», — сообщили «Автопарку» в пресс-службе «Завода ТерраФриго».

Существенно, что все вышеупомянутые холодильные установки соответствуют международным нормам СПС (Соглашение о перевозки скоропортящихся продуктов), которые начали действовать в России в 2012 году. Напомним, до введения указанного нормативного документа требования СПС на территории нашей страны распространялись только на международные перевозки. Сейчас свидетельство нужно оформлять для каждого ТС, выполняющего как междугородние, так и городские перевозки скоропортящихся грузов по стране.

Фургон для скоропорта: какая техника используется для перевозки продуктов питания
Установка SuperCool на фургоне «Центртранстехмаш».

КАЛЬКУЛЯТОР СВЕЖЕСТИ

При городской развозке рефрижераторами есть важные особенности, которые необходимо учесть, отмечает Виктор Колдаев из компании «СИВ Трансхолод», эксперт в холодильном оборудовании с 30-летним опытом. Например, при развозке по торговым точкам приходится часто открывать двери, поэтому нужен холодильный агрегат с достаточными показателями холодопроизводительности и расхода воздуха. 

Обычно производительность агрегата закладывается, исходя из трех открываний в час на пять минут для свежих продуктов и одного раза в час для замороженных. Если открываний больше или они продолжительнее, надо подумать об агрегате с большей мощностью для быстрой компенсации потерь температуры от поступившего в фургон наружного воздуха. А еще с целью минимизации теплопритока целесообразно применять защитные шторки. Также обязательно надо обратить внимание на качество теплоизоляции кузова. Если теплоизоляция недостаточная, может получиться так, что даже самого мощного агрегата не хватит для поддержания нужного режима. 

Фургон для скоропорта: какая техника используется для перевозки продуктов питания
Среднетоннажные грузовики категории N2 незаменимы при развозке по нескольким точкам.

Чтобы повысить сохранность груза при частичном открывании дверей и сократить время предрейсовой подготовки, у холодильной установки должно быть малое время выхода на заданную температуру. Следует учесть, что необходимая температура перевозки должна быть создана в кузове до погрузки продукции. Также важно помнить, что груз должен храниться при заданной температуре еще до погрузки в рефрижератор. «Мы рекомендуем перевозчику при необходимости при погрузке товара замерять и документально фиксировать температуру груза», — поясняет Виктор Колдаев. Помимо прочего, эксперт советует оснастить рефрижератор для городской развозки автоматическим дверным выключателем, останавливающим агрегат при открывании дверей, — это позволит избежать значительного теплообмена внутреннего и наружного воздуха.

Хорошо, когда есть возможность в одной поездке перевозить заморозку и свежую продукцию. Это актуально для доставки на предприятия общественного питания и прочие заведения сегмента HoReCa. «Для этого есть мультитемпературные агрегаты, позволяющие независимо поддерживать различные температуры в двух или более (зависит от модели холодильной установки) изолированных отсеках одного рефрижератора», — напоминает представитель «СИВ Трансхолод».

Фургон для скоропорта: какая техника используется для перевозки продуктов питания
Мультитемпературное оборудование позволяет в одной поездке перевозить заморозку и свежую продукцию.

Игорь Пьянков, руководитель станции «СИВ Трансхолод» по обслуживанию и ремонту рефрижераторного оборудования Carrier, отмечает, что при выборе рефрижераторной установки, помимо характеристик фургона, необходимо учитывать условия перевозки и регион эксплуатации. «Даже при правильном выборе пары: мощность установки — объем кузова не исключены сложности. При дальних перевозках со сменой климатических зон, зимой может оказаться недостаточно мощности у системы обогрева. Летом, особенно в жаркую погоду, могут возникать проблемы с поддержанием низкой температуры для замороженных продуктов. Для более холодных или очень жарких регионов следует подбирать агрегат с запасом холодопроизводительности или мощности на обогрев», — поясняет эксперт.

Фургон для скоропорта: какая техника используется для перевозки продуктов питания
«Каблучки» и небольшие грузовички-фургоны используются для быстрой доставки или мобильной развозки мелких партий продуктов или фармацевтических препаратов.

Нередки ошибки в настройке агрегата при перевозке «дышащего» или «горячего» товара с последующим обращением на дилерскую СТО для перенастройки. «Среди всех обращений в сервис весьма существенную долю составляют те, где проблемы появились по причине нарушения простейших правил погрузки и разгрузки или из-за того, что не используют настройки холодильной установки, — продолжает Игорь Пьянков. — У агрегатов Carrier широкие возможности по управлению и настройкам». 

«Есть очень важное правило при эксплуатации холодильной установки, — делится секретом руководитель сервиса, — нужно прочитать инструкцию! Тогда возрастет шанс того, что мы будем встречаться только на плановых ТО. Серьезно». Кстати, клиенты «СИВ Трансхолод» получают еще памятку водителя, она разработана с учетом опыта и запросов владельцев агрегатов Carrier, для российских условий. В ней дистрибьютор доступно рассказывает о том, как эксплуатировать ХОУ, работать с пультом, читать сообщения системы.

Фургон для скоропорта: какая техника используется для перевозки продуктов питания
Грузовики массой свыше 12 тонн удобны для интенсивной развозки больших объемов товара по множеству магазинов. Такие рефрижераторы используют в основном крупные розничные сети.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО

«Легче, меньше, мощнее!» — так можно сказать о новой серии агрегатов Carrier Citimax D.  Они пришли на замену популярным Citimax 500 и 700, но это не просто обновление внешнего вида, а абсолютно новые модели. Это Citimax D5, D6, D7 для рефрижераторов с объемом фургона: 23/44, 28/50, 33/60 м3 для перевозки соответственно замороженной/свежей продукции. 

Фургон для скоропорта: какая техника используется для перевозки продуктов питания
Новая серия агрегатов Carrier Citimax D пришла на замену популярным Citimax 500 и 700.

В сравнении с предыдущими моделями, у Carrier Citimax D на 10 % больше эффективности охлаждения и на 25 % — эффективности обогрева, что очень важно для эксплуатации на российских просторах, включая холодный север и жаркий юг. Масса оборудования на 30 % меньше, чем у моделей-предшественников. Уменьшены высота и глубина конденсатора, а значит, стало больше возможностей по монтажу на разных фургонах, особенно на грузовиках с высокими кабинами или со спойлерами. Фактически эти агрегаты задают новые стандарты в городской развозке рефрижераторами.

Что еще почитать:

Как правильно монтировать рефрижераторные установки: рекомендации экспертов

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






Источник