Многие автовладельцы свято верят в то, что за океаном все ездят исключительно на минералке. Дескать, она дешевая, более натуральная, да и прошлые поколения использовали ее круглый год, а потому минералка куда лучше синтетики. Да, менять ее надо почаще, но если она дешевая, то и проблем с этим нет.

Редакция
Действительно, а есть ли смысл заливать минералку зимой? Сейчас разберемся. Сначала посмотрим на приведенную таблицу:
Требования SAE к низкотемпературной вязкости моторных масел
Класс по SAE | Максимальная вязкость, мПа×с | |
Проворачивание | Прокачиваемость | |
0 W | 6200 при –35 °C | 60 000 при – 40 °C |
5 W | 6600 при – 30 °C | 60 000 при – 35 °C |
10 W | 7000 при – 25 °C | 60 000 при – 30 °C |
15 W | 7000 при – 20 °C | 60 000 при – 25 °C |
20 W | 9500 при – 15 °C | 60 000 при – 20 °C |
25 W | 13 000 при – 10 °C | 60 000 при – 15 °C |
К этой таблице мы вскоре вернемся. А пока попробуем уточнить, что называть зимой? Скажем, 2023-й год запомнился жителям многих российских регионов сумасшедшими морозами с температурой около минус 60. А сегодня погода чуть ли не апрельская, примерно как в изнеженной Европе. Так как же насчет минералки?
Автопроизводители ведут себя правильно: они обходят вопрос о технологии производства масла стороной. Терминов «синтетика» и «минералка» у них в лексиконе нет. Взамен есть конкретные технические термины – категория эксплуатации (SL, SM, SN), да обозначение по SAE (SL, SN и т.п.). А в современных инструкциях все чаще фигурирует одно-единственное масло для любого климата – чаще всего это 0W-20 или 5W-30. А вот автомобили преклонного возраста вспоминают времена с более вязкими маслами – 10W-40. Сегодня сервисмены стараются учитывать реальное состояние обслуживаемого мотора, а потому заливают в изношенные двигатели более вязкие масла, чем предписывалось изначально.
Из вышесказанного следует, что никаких ограничений по технологии производства масел не было и нет. Казалось бы, подбирай любое – хоть минеральное, хоть синтетическое. Но здесь-то и прячется хихикающий дьявол. Он отлично знает, что минеральных масел с первой циферкой в обозначении 0 или 5 просто нет в природе! Поэтому ситуация похожа на известную цитату Генри Форда насчет цвета автомобиля: дескать, берите любой, но при условии, что он будет черным…
Напоминаем, что первые цифры, которые стоят перед W (winter, т.е. «зима»), характеризуют минимальную отрицательную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Если, например, впереди стоит ноль, то проворачивание коленвала гарантируется при температуре до минус 35 °С, а прокачиваемость масла – аж до минус 40 °С. Точнее говоря, производитель масла ручается, что при указанных температурах вязкость его продукта не превысит определенных классификацией SAE значений.
Это еще не всё. Масленщики знают, что категория эксплуатации минеральных масел не превышает градации SL. А это, по современным меркам, очень древнее требования. Эту градацию в разные времена сменяли SM, SN, SN+ и, наконец, SP – это потолок качества на сегодня. Минералку такой категории вам не найти: ее никто не производит.
Теперь возвращаемся к вопросу о применяемости минеральных масел зимой. Существующие в природе минералки начинаются с отметки 10W – это их предел. Смотрим в таблицу: там указана предельная температура пуска в – 25 °С. Если вы проживаете где-то в европах или если в вашем регионе таких морозов не бывает по определению, то – нет проблем: можете поискать такую минералку. Если, конечно, ваш автомобиль, извините, уже не первой свежести. Потому что нельзя забывать про категорию SL: если производитель вашей машины требует более высокую градацию, то про минералку надо забыть навсегда.

К сожалению для апологетов минеральных масел, и это еще не все… Все вышеуказанные температуры имеют смысл только применительно к свежим моторным маслам. Но уже через несколько тысяч километров пробега параметры масла начинают «проваливаться». Всяческие смолы, шлаки и прочие нехорошести серьезно ухудшают пусковые качества масел, повышая заявленную температуру на 5-6 градусов. Поэтому вместо обещанных «минус 25» на практике окажутся всего лишь «минус 19-20», а это уже совсем плохо.
В общем, не нужно стоит выискивать минеральное масло – особенно для зимней эксплуатации. Оно наверняка вам не подойдет.