Про красоту и элегантность, показатели надежности, историю двух иероглифов и то, зачем топ-менеджеру самому крутить гайки, мы поговорили с Иваном Савельевым, исполнительным директором Hongqi Russia.

Беседовал Алексей Аверичев
Как из «Автомобильного завода № 1» возникло предприятие по выпуску роскошных автомобилей «Красное знамя», ведь так Hongqi переводится?
«Автомобильный завод № 1» — ровесник Китайской Народной Республики. Фактически КНР возникла в 1949 году, в 50‑х новое правительство приехало в СССР знакомиться со страной на всех уровнях, и с промышленностью в том числе. Тогда и было принято решение о том, что автомобильная промышленность будет развиваться с помощью «Московского завода имени Сталина», ставшего в 1956 году ЗИЛом. В 1953‑м появился «Первый автомобильный завод» в КНР, и через несколько лет встал вопрос о том, что Китаю нужен свой легковой автомобиль. Задачу поставил лично председатель Мао Цзэдун. Он же придумал название для новой автомобильной марки: «Красное знамя», а два иероглифа на наших автомобилях — это графическое повторение каллиграфического написания названия лично Председателем Мао.
С тех пор Hongqi стал символом китайского автомобилестроения. Первые модели выпускались исключительно для официальных мероприятий и государственных нужд. А в 2018 году было принято решение о производстве целого модельного ряда премиальных авто для открытого рынка. И с тех пор продолжается экспансия марки.
Кстати, на своей родине бренд является предметом гордости для жителей страны, потому что всегда ассоциировался с первыми лицами государства. На протяжении 66 лет автомобили Hongqi использовались для перевозки высокопоставленных лиц. На сегодняшний день, наряду с ростом мирового признания, компания стремится укрепить свои позиции на международном рынке, предлагая автомобили с высокими технологиями и изысканным дизайном, что также усиливает ее статус в Китае. Сейчас марка представлена уже на 29 рынках.
2024 год был для компании удачным, вы реализовали в РФ более 7 тыс. автомобилей. Что думаете про нынешний год, как планируете удержать высокую планку?
Да, прошлый год принес значительный рост в 113 %, по сравнению с 2023‑м, когда Hongqi только вышел на российский рынок. За 1,5 года мы реализовали достаточный объем автомобилей, чтобы Hongqi стали заметными на дорогах страны. Дизайн авто легко узнаваем и не оставляет никого равнодушным. У нас амбициозные планы на 2025 год. Однако если в конце 2024‑го была твердая уверенность, что следующий год будет значительно успешнее, то сейчас ситуация меняется, поэтому стараемся быть аккуратнее в своих прогнозах.
Мы отчетливо видим, что за 2–3 прошедших года на рынке сформировался отложенный спрос именно в премиальном сегменте. Многие владельцы люксовых европейских автомобилей вынужденно продлевали их срок службы и еще не приняли решение о замене. В этом году мы выведем несколько новинок в наиболее популярных сегментах, и наш модельный ряд расширится до 10 машин.

В крупных городах, особенно в Москве или Питере, кажется, что ваших машин в потоке очень много. А что в них особенного, какие основные отличия этих автомобилей?
Соглашусь, в потоке машина заметна. Многие китайские автомобили похожи друг на друга. А внешность наших авто разрабатывалась в рамках дизайнерского бюро под руководством выдающегося Джайлса Тейлора, который сотрудничал с такими известными брендами, как Jaguar и Rolls-Royce. Ему удалось объединить европейские традиции и китайскую культуру, создать узнаваемый элегантный дизайн, в основе которого — китайская философия и символизм. Например, ярко-красный перекликается с красным цветом знамени КНР. Этот цвет подчеркивает традиционную составляющую «ДНК» бренда — квинтэссенцию китайской культуры и современных инноваций.
Приоритетом для марки всегда была безопасность. Каркас автомобиля построен по принципу 9Н, что придает особенную жесткость всей конструкции. И это абсолютно новая платформа, все инженерные решения разработаны именно для нее. В машинах используется высокопрочная сталь, а передняя часть кузова спроектирована так, чтобы эффективно поглощать энергию удара. В итоге защита стала на 28 % лучше по сравнению с классическими решениями.
А есть ли статистика по надежности автомобилей?
Мы продали значительное количество машин, в том числе и в бизнес-сегменте пассажирских перевозок. Седан Н5, например, активно используется в такси бизнес-класса. Многие авто уже прошли пробег в 200 тыс. км и более, так что формальную статистику на рынке РФ мы имеем. Автомобили пришли к такому пробегу без серьезного ремонта или замены крупных агрегатов, помимо стандартных ТО.
Какое соотношение корпоративных и розничных продаж?
По итогам прошлого года 49 % продаж пришлось на корпоративный сегмент. В основном в данном сегменте востребованы седаны Н5 и Н9 — бизнес и представительского класса. Именно такие традиционно присутствуют в модельном ряду премиальных европейских брендов и обычно отсутствуют у китайских производителей.
Этот год станет показательным, в том числе по минивэнам, так как мы провели сертификацию и привезли партию HQ9, которые также будут востребованы в корпоративном секторе. В 2025 году планируем развивать розничные продажи. У нас появились кроссоверы в трех сегментах: компактный HS3, средний HS5 и скоро запустим новый большой HS7, также есть и флагманский электрический E-HS9. Поэтому по году в целом мы ожидаем снижение доли корпоративных продаж до 40 % именно за счет роста розничных.
Скажите, почему к нам не поставляются автомобили с 6‑ и 8‑цилиндровыми двигателями?
Переход к классическому 2,0‑литровому мотору был предопределен, поскольку это оптимальный двигатель и по мощности, и по техническим характеристикам. Этот тренд в предыдущие 5–7 лет охватил большинство европейских производителей, и Китай не стал исключением. 1,5‑литровый двигатель устанавливается только на входную модель Hongqi — переднеприводный кроссовер HS3. Остальные модели оснащаются 2,0‑литровыми. Если говорить о двигателях V6 и V8, то такие моторы в гамме Hongqi есть, и устанавливаются они на линейку автомобилей, предназначенных для руководителей государства. В этом году мы начали сертификацию люксового автомобиля L1 класса F. Сравнить его можно с такими моделями, как Меrcedes-Benz S-class, BMW 7‑й серии, Audi A8. В этой модели будет предложено два двигателя: V6 и V8 вкупе с легким гибридом с 48‑вольтовой батареей.
Кстати, что с EV и гибридами, у нас они появятся?
Для электрических автомобилей в России пока еще недостаточно развита инфраструктура с зарядными станциями. Например, в Белоруссии сеть таких станций разветвленная, а на рынке уже присутствует значительное количество полностью электрических машин.
А вот гибридные технологии позволяют создать современный, скоростной, мощный автомобиль с минимумом глубоких инженерных разработок. Такой автомобиль не настолько привязан к сети зарядок. В Hongqi ведутся разработки как последовательных, так и параллельных гибридов. В России мы представим автомобили с гибридной технологией уже в конце этого года или в самом начале следующего. В текущем модельном ряду есть представительский электрический кроссовер E-HS9. Ожидаем, что появится и альтернативный гибридный автомобиль.
Сейчас ваш модельный ряд в России состоит из 7 автомобилей. А что еще будет? На ПМЭФ говорили, что появится огромный внедорожник HS7. Не поменялись планы?
Я уже озвучил, что скоро состоится премьера седана L1 класса люкс. В прошлом году в рамках ПМЭФ мы представили бронированный кроссовер LS7 из серии SunFlower. У Hongqi есть модельный ряд в сегменте люкс и, надеюсь, со временем мы будем предлагать такие модели в России, а пока на эти автомобили в Китае внутренний спрос не до конца удовлетворен.
В начале июня появится новый лифтбек H6 со спортивным обликом, его сертификация уже завершена. У автомобиля абсолютно новый дизайн: стремительный и элегантный. Он оснащен силовым агрегатом мощностью 250 л. с. Причем вживую Н6 смотрится гораздо эффектнее, чем на видео или фото. Одновременно появится и полноразмерный кроссовер HS7 c 5‑ и 7‑местной компоновкой, спрос на нашем рынке на такие автомобили есть.
Какие специальные инструменты для продвижения бренда и продажи автомобилей в России использует ваша команда, есть ли оригинальные наработки?
Мы используем комплексный подход, который включает традиционные маркетинговые инструменты и оригинальные решения, позволяющие клиентам познакомиться с брендом с другого ракурса.
Важным шагом в продвижении является правильный выбор партнеров. Мы сотрудничаем с дилерами, которые имеют богатый опыт работы с премиальными продуктами и способны удовлетворить требования взыскательных клиентов. Это позволяет эффективно продвигать автомобили Hongqi и создать доверительные отношения с нашими покупателями.
Кроме того, мы уделяем особое внимание созданию основы сервиса. Важно, чтобы взаимодействие с брендом было максимально комфортным на всех этапах владения автомобилем. Именно поэтому рост нашей дилерской сети не такой экстенсивный и ориентирован строго на качество.
Мы уже укомплектовали склад запасных частей, наладили работу сервисных центров и готовы предложить нашим клиентам высокий уровень обслуживания. В рамках этого разработали программу «Помощь на дорогах», которая поддерживает владельцев автомобилей Hongqi в случае непредвиденных ситуаций. Еще одним важным инструментом является наша гарантия: 2 года на автомобиль и 3 года по программе «Доброй воли».
Иван, разрешите несколько личных вопросов: где работали раньше, на какой машине ездите, что помогает вам отдыхать от работы в свободное время?
Я долго работал в Volvo Сars, где получил большой опыт. Несколько лет — с китайскими производителями, когда они только заходили на российский рынок. Также есть опыт работы в розничных и корпоративных продажах Mercedes-Benz на стороне дилера. Знаком с дилерским бизнесом не понаслышке. В общей сложности я свыше 25 лет работаю в автопроме.
Что касается свободного времени, то его остается не так много, поэтому стараюсь проводить его с семьей. А если хочу отвлечься, то кручу гайки в гараже. Я по образованию инженер-механик, и мне это нравится. У меня есть «Шевроле Нива», и ее можно починить своими руками — поверьте, это очень помогает, когда хочется перезагрузиться. Несмотря на тренды, я фанат седанов, у нас есть служебные машины H5 и Н9, мне нравится водить их самому.