Детонация в двигателе: почему она губительна для бензинового мотора и не страшна дизельному

Несвоевременное и неуправляемое сгорание топлива в двигателе может не только ухудшить его параметры, но и разнести в клочья. В жигулевские времена комплекты изуродованных элементов двигателя выставлялись почти на каждой СТО: мол, смотрите, к чему приводит использование низкооктанового бензина А-76 вместо рекомендованного Аи-93! Тогда же слово «детонация» стало для многих чем-то привычным: мол, это именно она во всем виновата.

Редакция

В те времена автовладельцев волновали только «бензиновые» проблемы: дизельные легковушки у нас не производились, а по импорту не закупались. На АЗС дизтопливо частникам не отпускалось. Неудивительно, что все виды неконтролируемого сгорания в итоге стали приписывать только бензинам. В компанию к детонации постепенно замешались такие понятия как дизелинг и калильное зажигание.

Коротко напомним суть каждого из них. Калильное зажигание – это преждевременное воспламенение бензиновоздушной смеси, возникающее до того, как свеча зажигания выдаст искровой разряд. Общая причина хорошо известна – это наличие в камере сжатия перегретых зон: от электродов свечей до большого количества частиц раскаленного нагара. При контакте с такими зонами смесь вспыхивает, не дожидаясь срабатывания свечи зажигания. Внешние проявления калильного зажигания – это глухие стуки в работающем моторе плюс потеря мощности и рост прожорливости. Кроме того, было распространено забавное явление: жигулевские моторы продолжали работать даже после выключения зажигания… Водители недоумевали: чего ж с тобой делать-то, милый?

Родной брат калильного зажигания – дизелинг. Даже автомобильные гуру зачастую спорят, в каких случаях правомочно то или иное название наблюдаемого эффекта. Та же работа мотора без зажигания в разных источниках объяснялась разными причинами. Так, если при калильном зажигании смесь воспламеняется от каких-то раскаленных поверхностей, то при дизелинге воспламенение идет от сжатия, как в дизельном двигателе. Отсюда, собственно, и название – дизелинг. Однако есть и принципиальная разница в последствиях указанных явлений: если дизелинг, в общем-то, беззлобен и неустойчив, то калильное зажигание способно разрушить двигатель, уничтожив свечи, клапаны и цилиндро-поршневую группу. На такие же пакости способна и вышеупомянутая детонация – взрывоподобное воспламенение бензина от волны сжатия. Возникает ситуация, при которой поршень двигателя идет навстречу ненужному фронту пламени – возникают вибрации, стуки и поломки.

На этом фоне многим стало казаться, что все эти неприятности связаны именно с бензиновым топливом. Мол, когда появятся дизели, то и проблемы у их владельцев самоликвидируются. Ведь той же детонации в ее классическом «бензиновом» понимании в дизелях нет. Но тут многое упирается в терминологию. Все ли, к примеру, знают, что на дизельных моторах тоже могут присутствовать датчики детонации? А это факт. Но зачем же нужны эти датчики там, где детонации якобы не бывает?

Действительно, в дизелях горючая смесь воспламеняется не от постороннего источника, как в бензиновых двигателях, а вследствие высокой температуры предварительно сжатого в цилиндрах воздуха. От такого сжатия топливо нагревается до 500–600 °С и самовоспламеняется без помощи искры. Но главное состоит в том, что в дизелях возгорание носит объёмный характер с резким нарастанием давления, сильно напоминающим детонацию. Конечно, детали дизеля проектируются с расчётом на подобный рабочий процесс. А вышеупомянутые датчики детонации заставляют блок управления изменять моменты начала впрыска каждой из форсунок в зависимости от условий работы двигателя.

Напомним, что в современных дизельных двигателях с системой Common Rail или с насос-форсунками за один такт происходит до 8 впрысков топлива. При нормальном качестве дизтоплива воспламеняется первая же его порция, а уже затем остальные. А вот топливо с низким цетановым числом самовоспламеняется позже, чем нужно (например, при впрыске только третьей порции), поэтому в цилиндре одновременно воспламеняется большее количество топлива, чем полагается. Одномоментно выделяется излишек энергии, происходит так называемое жесткое сгорание. Такой эффект равнозначен детонации в бензиновом двигателе и тоже приводит к ускоренному износу и разрушению деталей цилиндропоршневой группы. Соответствующие стуки бывают похожи на детонационные в бензиновых моторах. Но, все-таки, термин «детонация» тяготеет именно к бензиновому топливу. В дизелях уместнее рассуждать о последствиях неправильного угла опережения впрыска.

Детонация в двигателе: почему она губительна для бензинового мотора и не страшна дизельному

Редакция рекомендует:






Источник