Память – штука интересная. Наберете в Яндексе подобный заголовок – и сразу увидите, как идут стенка на стенку те, кто по-разному относится к данной проблеме. Одни заявляют, что в СССР, мол, вообще ничего не было. А другие утверждают, что бензина, причем дармового, было так много, что его порой сливали в канаву. Попробуем разобраться.

Редакция
Начнем с канавы. Был период, когда многие профессиональные водители в автохозяйствах действительно сливали излишки. Суть была в том, что бензин им отпускали по талонам – грубо говоря, выдавали этих самых талонов на 50 литров в день. С реальной потребностью это связано никак не было – такой вот парадокс. На каждую машину выписывалась путевка, потом она сдавалась для учета начисления зарплаты. Чем больше намотал километров, тем больше зарплата, премия и т.д. Если мало намотал, то мало получишь, поэтому подкручивали одометр как могли. Липовые пробеги при этом зачастую измерялись миллионами километров. А излишки бензина… В канаву никто не сливал, но и особой потребности в них не было. Баек на эту тему много – кто-то делился талонами с таксистами, кто-то заполнял большую бочку… Но нас интересует обладатель личного автомобиля.
Многое зависело от конкретного года, о котором идет речь. Скажем, в середине 80-х на АЗС неожиданно стали возникать гигантские очереди – в частности, в Москве. Простоять в такой очереди час-другой стало нормальным явлением. Любопытно, что подобие «помощи» тогда приходило от местных пацанов, которые обзавелись канистрами. Они умудрялись каким-то образом вклиниваться между очередниками, пополняя свои запасы из тех же пистолетов, после чего бежали в конец очереди и предлагали топливо уже чуть дороже номинала. Многие соглашались, лишь бы не стоять в унизительной и воняющей цепочке автомобилей. Впрочем, к этому времени в свободной продаже появился бензин АИ-95: он был дороже остальных, а желающих его приобрести было немного. Опять-таки, чтобы не торчать в очереди, некоторые заливали именно его.
Профессиональные водители к этому времени уже точно никуда и ничего не сливали. Если удавалось с ними договориться, то за полцены они легко нацеживали тебе канистру-другую. Как правило, это был 76-й бензин, поскольку на 93-м ездил далеко не весь транспорт. Исключение составляли разве что грузовики «Урал-375», да автобусы «ЛиАЗ-677», однако подобные «полезные» контакты могли наладить немногие.
Поездки типа Москва – Ленинград или Москва – Псков тогда требовали специальной подготовки, в том числе и бензиновой. Бывалые автовладельцы в эти годы везли в багажниках по 2-3 полных канистры, а в бумажниках вместе с наличкой хранили и талоны на бензин, приобретенные заранее в поселковых магазинчиках. Половина АЗС по трассе М10 торговала бензином за талоны – те, у кого они были, оказывались в выигрыше. Любопытно, что на многих захолустных АЗС при этом бензином торговали безо всяких очередей…
В 70-е годы особого бензинового ажиотажа не было, однако самих заправок было довольно мало. На упомянутой М10 часто встречались указатели с нарисованной бензоколонкой и надписями типа «60 км». Нормальным считалось явление, когда перед вами в очереди стоят 5-6 машин. Основной интерес вызывал именно АИ-93, но во многих регионах страны его почему-то почти никогда не было. А жигулевские двигатели нормально переваривать низкооктановый бензин не хотели – их на это никто не рассчитывал. Помимо потери мощности и динамики, рано или поздно это приводило к мощной детонации, чреватой капитальным ремонтом моторов. Поэтому моторы приходилось переделывать. В основном речь шла о снижении степени сжатия путем установки новой прокладки под головку блока цилиндров. Было и иное решение: в трамблеры устанавливали другую пружину, изменяющую характеристику угла опережения зажигания. В любом случае, мотор работал хуже, чем в исходном состоянии, но автовладельцы добровольно соглашались с этим недостатком.

В итоге получалось так, что, несмотря на дефициты и очереди, вся страна ездила!