Сразу скажем, что гравитационный аккумулятор нельзя поставить под капот вместо обычного свинцово-кислотного. Как минимум, потому, что такие аккумуляторы имеют циклопические размеры и массу в десятки тонн. Можно, конечно, сделать его и поменьше, но тогда у нас получатся настенные ходики с гирями. Подняли гирьки, качнули маятник – часы начинают ходить. А если вообразить, что гири опускают не до уровня пола, а куда-то в бездонную пропасть, то такой источник энергии может показаться даже вечным. Правда, цепочка при этом станет очень тяжелой, но деваться некуда.

Редакция
Самое забавное в гравитационном аккумуляторе – это тот факт, что их действительно где-то строят. К примеру, швейцарская компания Energy Vault построила в Китае крупную установку, которая, по информации разработчиков, позволяет накапливать 100 МВт·ч·энергии. От нее можно получать мощность в 25 МВт. Вместо гирь в часах с кукушкой здесь используются огромные бетонные блоки – вот и вся разница.
Очевидно, что никакую космическую энергию гравитация в таких устройствах не использует. И никакую дополнительную энергию такие аккумуляторы не вырабатывают: они лишь сохраняют ее в течение какого-то времени. Собственно, то же самое делают и автомобильные аккумуляторные батареи. Поэтому поблизости должно быть что-то привычное: например – ветрогенераторы. Создатели говорят про кпд порядка 80 %: ну, им виднее.
В идее накопительных станций ничего нового нет: примерно так работают гидроэлектростанции. Однако же для гравитационных аккумуляторов вода не нужна, а потому их можно возводить где угодно: скажем, в Сахаре. В качестве груза можно использоваться все, что валяется поблизости: чем дешевле, тем лучше. Ломаться при этом, вроде бы, нечему. При наличии некоторого избытка энергии в источнике система накапливает ее, поднимая груз на определенную высоту. А когда потребление энергии возрастает, груз опускается, преобразуя свою потенциальную энергию в кинетическую, а затем и в электрическую при помощи генератора. Таким образом, сглаживаются пики мощности: все просто.
Когда нечто подобное построят у нас? Бывший спец по нанотехнологиям собирался возвести что-то подобное в Сибири. Рекламные публикации сообщали, что новые электростанции нам при этом вообще не понадобятся. Но это даже не смешно.
Идея запасать в машине механическую энергию иногда приобретает забавные черты. В частности, известны гравитационные накопители на основе вагонеток. Когда выработка энергии высока (ветряки крутятся, облачность низкая), вагоны с помощью электродвигателей заезжают в гору, накапливая потенциальную энергию. Если выработка энергии падает, а потребление растёт (ветра нет, солнце село), вагоны скатываются, двигатели при этом работают в режиме генератора и отдают электроэнергию в сеть. Говорят, что эффективность такой системы – около 86%. А профессор Нурбей Гулиа много лет внедрял на транспорт маховики. Подобная идея встречается и в автомобиле Porsche 918 RSR (2011 год), где маховичный накопитель располагался на месте правого сидения. По сигналу водителя он мог выдать ему дополнительные 150 кВт мощности из накопленной ранее энергии. Запаса хватало примерно на 8 секунд.
В целом, конечно же, судьба у маховичного транспорта не задалась. Из явных минусов отметим гироскопический эффект, усложняющий управление машиной, а также значительную утечку энергии от вращающегося маховика. Не стоит забывать про солидную себестоимость такого транспорта, а также проблемы с безопасностью: кто знает, на что способен маховик, вырвавшийся на свободу?
