Еще совсем недавно, буквально четверть века назад, большинство отечественных водителей с опаской смотрели на автомобили с двумя педалями вместо трех. Селекторы коробок передач на них выглядели непривычно: какие-то символы P, R, N и D. Правда, на «Чайках» и иже с ними автоматические коробки ставились давно, но там символы были другими. Да и кто реально ездил на «Чайках»?

Редакция
Теперь уже проще найти водителя, который не представляет себе езду на машине с ручной коробкой передач, зато лихо управляется с автоматом. Он знает: D – это вперед, R – назад, P – это парковка, а N – это какая-то нейтраль, которой он все равно не пользуется. Но и он, скорее всего, не знает, для чего рядом с этими символами присутствуют какие-то другие – типа L или, скажем, М. Попробуем ему помочь – вдруг пригодится?
Символ S
Самое понятное из «непонятных» обозначений: речь о спортивном режиме (sport). При переводе селектора в это положение про экономию топлива следует забыть: во главу угла ставится динамика автомобиля. Передачи переключаются при повышенной частоте вращения коленвала. Обычно такой режим солидные водители считают «пацанским», а потому не используют. Однако, если требуется удалить нагар из камер сгорания, то именно такой режим быстрее справится с задачей.
Символ W (он же – снежинка)
Это – зимний режим, от слова winter. В этом положении селектора коробка передач может стартовать со второй передачи, уменьшая пробуксовку колес. А все переключения на повышенную передачу происходят при более низких частотах вращения коленвала двигателя.
Символ В
Обозначение берется от слова braking – торможение. Режим полезен на горных дорогах при затяжных спусках. Коробка активирует передачу, предотвращающую разгон автомобиля при движении под уклон – фактически происходит торможение двигателем. Режим снижает вероятность перегрева тормозной системы, продлевает срок службы колодок и дисков, а на гибридах подзаряжает аккумуляторную батарею. Кроме того, такое режим полезен в гололёд.
Символ L
Происхождение – от слова low – низкий (низшая передача). В таком режиме АКП работает только на первой передаче. Часто тот же самый режим обозначают единичкой – 1. Он может пригодиться при выезде из грязи или снега, поскольку не позволит колесам чрезмерно буксовать, шлифуя скользкую поверхность.
Символы 1, 2, 3
Другие варианты обозначения таких режимов – D1, D2, D3. Общий смысл простой: коробка не станет переключаться выше выбранной вами передачи. D1 – это для того, чтобы выкарабкаться с грязного участка, D2 – для движения по неприятной грунтовке, D3 – при перевозке тяжелого груза, в том числе для буксировки.
Символы O/D
Происхождение обозначения – от режима over drive (повышающая передача). Иногда такой режим включают отдельной кнопкой. Смысл в том, что такой режим запрещает переход на высшую передачу. Это может быть полезно, например, для автомобилей со слабенькими по нынешним меркам моторами, если водитель собрался пойти на обгон. Кроме того, овердрайв может пригодиться на затяжных спусках, а также при движении в дерганом городском ритме.
Символ М
Название режима происходит от слова manual – ручной режим. В общем-то, он фактически заменяет собой все вышеописанные режимы движения, а потому удостоился отдельного положения на прорези панели управления селектором. Сдвигая рычаг в эту позицию, получаем имитацию ручной коробки. Переключаем передачи последовательными перемещениями селектора вперед или назад. Теперь можно выбираться из грязи на первой передаче, тормозить двигателем на горном серпантине на любой выбранной передаче, и так далее.
