ВАЗ-2104 — в фольклоре «четверку» производили почти три десятилетия, за которые выпустили около 1,14 млн. Популярный в СССР, а потом и в России универсал оброс за эти годы не только несколькими заводскими, но и удивительными, а иногда и парадоксальными, полукустарными модификациями.
Редакция
СЕМЕЙНАЯ ЦЕННОСТЬ
Дебют ВАЗ-2104 в 1984 году стала для советских автолюбителей очень важным событием. Разнообразием универсалов покупателей не баловали. А самый доступный — ВАЗ-2102 выпускали уже больше десяти лет. Новый универсал на основе модного и популярного ВАЗ-2105 выглядел куда более современным и нарядным. Кроме того, на ВАЗ-2104 поставили более мощный, чем на ВАЗ-2102 двигатель. «Двойку» оснащали 64‑сильным двигателем рабочим объемом 1,2 л от ВАЗ-2101, а «четверку» — 1,3‑литровым 69‑сильным от ВАЗ-2105.
Вскоре появились и модификации и с иными моторами. ВАЗ-21041 с 64‑сильным двигателем создали для экспорта в страны, где налоговая система способствовала спросу на автомобили с малообъемными двигателями. В Союзе такую модификацию фактически не знали.
Зато для внутреннего рынка наладили выпуск ВАЗ-21043 с более мощным 77‑сильным двигателем объемом 1,5 л. Позднее именно эта версия на много лет стала основной — базовой. Со временем появилась и модификация ВАЗ-21047 с таким же — 1,5‑литровым мотором и салоном от люксового ВАЗ-2107. В первую очередь такой вариант тоже адресовали иностранным покупателям. Но небольшая часть таких машин оставалась на родине. А уже в ХХI столетии, под конец производства «четверок» универсалы с отделкой и даже с решеткой радиатора, капотом и бамперами от «семерки» производили в Ижевске. «Четверка» вошла в отечественную автомобильную историю еще и серийной дизельной версией. Правда, делали ВАЗ-21045 с 53‑сильным атмосферным мотором рабочим объемом 1,5 л в очень небольших количествах. Спрос был крайне невелик. Но и дизельная модификация советского универсала была далеко не самой экзотической.
От АВТОМАТА ДО ПИКАПА
ВАЗ-2104 с автоматической коробкой передач? Как ни удивительно, но и такое было! Правда, не у нас, а в Канаде и в качестве опции для советской Lada. Во второй половине 1980‑х толяттинские автомобили довольно успешно продавали в Канаде под именем Lada Signet. На советские машины, в частности «четверки» Signet Wagon? ставили модные колесные диски и хорошие шины, наклеивали на кузов молдинги. На часть «четверок» монтировали релинги на крышу. А в качестве опции для «Лад» предлагали и автоматическую коробку передач.
В Европе интерес к «четверкам» был еще больше. Но особо их не тюнинговали, максимум ставили модные колесные диски, нормальные шины, иногда иные решетки радиаторов. Начинку, как и в других автомобилях ВАЗ, не меняли. Ставить иной двигатель в машину, которую ценили в первую очередь именно за низкую цену, смысла не было. Зато недорогие и практичные советские универсалы переделывали в фургоны.
На родине «четверка» тоже послужила основой для грузовика, только не фургона, а пикапа. Тольяттинская фирма ВАЗИнтерсервис уже в 1993 году понемногу стала делать машины, построенные по тому же нехитрому принципу, по которому прежде делали внутризаводские пикапы. Но в отличие от них новые машины по имени ВАЗ-21043‑33 стали товарными.
Все «лишнее» за передними сиденьями обрезали, остатки задних боковых дверей глушили, а из двери багажника делали вполне удобный откидной борт. Развитием этой конструкции стали более известные уже фургоны и пикапы марки ВИС, сделанные, правда, уже с полурамой за кабиной.
У КОГО ДЛИНЕЕ?
Самые, пожалуй, экзотичные «четверки» строили в Югославии. Причем, формально говоря, они были заводскими. Только в данном случае машины в 1989–1993 гг. переоборудовал не ВАЗ, а сербский завод Zrvena Zastava, где много лет под именем Zastava выпускали автомобили по лицензии FIAT.
У этих «четверок» заметно удлиняли задний свес, были версии и с удлиненной базой. Существовали в Югославии машины и с высокой крышей.
Такие «Лады» предназначали в первую очередь для медицинской службы. Хотя, судя по фото были и гражданские версии, предназначенные для особо объемных грузов. А самая необычная, хотя отчасти и логичная югославская версия — катафалк. Причем, его для солидности сделали с передком «семерки».
Уже в конце 1990‑х удлиненные «пятерки» и «семерки» планировала изготавливать и продавать фирма «Элекс Плюс» — один из самых крупных тогда дилеров АвтоВАЗ. В машине длиной под 5 м и с базой 2800 мм, предназначенной для работы в такси, поставили еще и перегородку за спинками передних сидений. Создатели таких «Жигулей» специально подчеркивали, что основательно укрепили и пол и крышу автомобиля. Но интереса к длинным «пятеркам» и «четверкам» тогда никто не проявил.
Ну, а самые забавные универсалы из «Жигулей» делали на Кубе. Кустарные шестидверные машины с удлиненной базой, часто еще и с высокой будкой в задней части кузова тоже работают в такси. Конечно, от ВАЗ-2104 причудливые универсалы уж очень далеки. Скорее всего, в основе лежала даже не «четверка», а ВАЗ-2105. Но ведь получился универсал, а значит, все-таки — родственник нашей «четверки». Хотя, конечно, и очень дальний…