Подготовить материал побудила жажда отдельных критиканов сводить к нулю все достоинства техники, созданной предшественниками, скажем, полвека назад. То плохо, сё плохо… Однако же, при ближайшем рассмотрении, легко выясняется, что кое в чем машины эпохи московской Олимпиады даже превосходили современные полуавтомобили-полукомпьютеры. Примерный перечень таких преимуществ предлагается ниже.

Редакция
Отличная обзорность
Недавно довелось переставить жигуленка соседки с места на место. Сел за руль и поразился тому, как же здесь все просто… Заднее стекло – вот оно, почти рядом: через него все отлично видно. Никакие подголовники и анатомические сиденья не мешают спокойно посмотреть назад. Спереди то же удовольствие: узенькие передние стойки практически не мешают обзору. И крутиться на сиденье – сплошной кайф…
Простые и понятные органы управления
Еще будучи молодым специалистом, услышал фразу: ты, мол, должен так конструировать технику, чтобы даже тупому дворнику Герасиму с улицы было понятно, как ей пользоваться. В жигулях и волгах той эпохи не было никаких меню и подменю, ползущих куда-то строчек и сенсорных экранов: их заменяли надежные и понятные клавиши. Радиоприемник включался вслепую с первой попытки, то же относится к любым другим потребителям.
Обслуживание и ремонтопригодность
Отрегулировать зазоры в клапанах, поменять лампочку в фаре или фонаре, заменить аккумуляторную батарею, проверить наличие «искры», заменить свечи – что там еще? Никаких диагностических разъемов и знания кодов ошибок… Вместо тестера, как правило, применялась лампочка с проводком – ее было вполне достаточно. Какое залить масло? Да такое, какое смог достать, е-мое – все равно машина поедет… Никаких тебе «чек энджинов» и прочих пугающих индикаторов. Почти всегда машины чинили подручными средствами, причем успешно.
А вот все современные машины ориентированы на то, чтобы владелец как можно реже совал под капот свой нос. Разве что омывайку подлить… Заменить современное вклеенное стекло – это уже проблема. А на москвичах или жигулях для замены стекла требовалось, собственно, само стекло – и ничего более. Другой пример – замена АКБ. На старых машинах это было занятием типа «проще некуда», а вот современный автомобиль после снятия клеммы АКБ в лучшем случае сбросит кучу настроек, а в худшем вообще самозаблокируется, потребовав эвакуатор и визит на авторизованный сервис.
Приборы
Всегда были указатели температуры; часто – датчики давления масла и амперметры. Последние были очень полезны с точки зрения контроля баланса энергии зимой.
Кривой стартер
В былые времена хоть легковушку, хоть грузовик можно было оживить даже при разряженной АКБ: у каждого автомобиля была заводная рукоятка. Сегодня ничего подобного уже нет – для пуска в такой ситуации требуются мощные бустеры или «помощь друга».
Некритичность к питанию
Никакие «чек энджины» на старых машинах при заправках не загорались. Автомобили кушали топливо с любых АЗС, в том числе и низкооктановое, и этилированное. То же касается моторных и трансмиссионных масел: в моторы заливали то, что могли раздобыть. Никаких трагедий при этом не возникало.
Как открыть окно?
Кнопочки, управляющие электрическими стеклоподъемниками – это очень удобно. Но… не всегда! Убогая, казалось бы, механическая «крутилка» былых времен постоянно была готова спасти жизни тем, кто оказался в тонущей, горящей или просто исковерканной машине. Тут не до поиска нужной кнопочки: достаточно было вслепую нащупать рукоятку и открыть окно. В современной навороченной машине такой возможности нет. И даже при полной исправности электрооборудования не всякий владелец современного суперкара сразу сообразит, как тут у него открывается окно, если машина лежит где-то в кювете, да еще вверх колесами.

Спальное место
Вспомним знаменитую комедию «Три плюс два»… Понимаю, что сегодня организация спальных мест – это не первоочередное требование к автомобилям. Однако автопутешественники, не озабоченные поиском гостиниц, с этим не согласятся. И пальма первенства здесь, конечно же, у Волги ГАЗ-21, разложенные сиденья которой организовывали идеально ровную и удобную площадку для отдыха. А вот современные анатомические сиденья позволяют спать только сидя.
Ручник
Правильное название, конечно же, стояночный тормоз, но в те времена никаких электрических систем, управляемых кнопочками, у нас еще не было. Был механический рычаг под правой рукой – абсолютно понятный и полностью автономный. Самостоятельная тормозная система не зависела ни от электричества, ни от наличия тормозной жидкости. Опять-таки, в стрессовой ситуации, при отказе основной тормозной системы, даже самый неопытный водитель машинально тянулся к этому рычагу. А поможет ли в такой ситуации стояночный тормоз современного авто? Напомню, также, что многие водители по сей день пользуются механическими ручниками для маневрирования на скользких участках.
Запаска
Запаска была в любой машине – именно полноценное колесо в сборе. Это уже потом появились всяческие пародии на запаску – разные «докатки» с ограниченной разрешенной скоростью перемещения. А сегодня кое-где предусмотрены разве что ремкомплекты, позволяющие ликвидировать лишь небольшой прокол. Зато в любых волгах, москвичах и жигулях к вашим услугам было пятое колесо – безо всяких ограничений по части эксплуатации. Кстати, многие тогда фактически ездили на пяти колесах вместо четырех, время от времени меняя их местами для равно мерного износа.
Проходимость
Забавное преимущество старых автомобилей – их сравнительно высокий клиренс. ГАЗ-21, ЗАЗ-968 – все они имели дорожный просвет в 190 мм – кроссовер по нынешнему!

Честный полный привод
Полноприводные машины – УАЗ и Нива – были безо всяких перегревающихся муфт полного привода, а только с механическим зацеплением шестеренок.
Прочность кузова
Мы знаем, что пластиковые бамперы и прочие легкодеформируемые элементы кузова появились не просто так, а во имя безопасности. Однако же, в ряде случаев, древние решения выглядят предпочтительнее. Легкого касания бампером стены или забора та же Волга ГАЗ-21, как и ГАЗ-24, просто не заметит, а вот современный автомобиль при таком же контакте может потребовать кузовных работ.
Микроклимат
Трудно представить себе современный автомобиль без кондиционера. Однако же многие бывалые водители тепло вспоминают «треугольные стекляшки» — форточки, которые открывались отдельно. Их устанавливали на Жигули до модели 2105, а на Волги – до модели 24-10. Вроде бы – простейшая конструкция, но именно она помогала оптимально регулировать воздухопотоки в салоне машины так, что жара при движении почти не чувствовалась. При этом некурящие водители, открывая форточку под нужным углом, успешно боролись с запотеванием стекол, а курильщики умудрялись курить даже в дождь.
Вместо эпилога
В былые времена отношение к машинам было, без сомнения, гораздо более трепетное, чем в наши дни. Их было меньше, они были в дефиците, зачастую их приобретали на всю жизнь. Конечно, к сегодняшним реалиям им уже не приспособиться: счет по достоинствам и недостаткам, конечно же, не в их пользу. И все же они проиграли не с сухим счетом – молодцы!