Трудно сказать, какое именно из устройств, примененных на автомобиле, можно считать первой “противоугонкой”. Очевидно лишь то, что защита от угона стала актуальной уже в начале ХХ столетия. Что касается различного рода приспособлений, то уже тогда царил закон джунглей: “Каждый – сам за себя!”

Редакция
Никакой электроники, понятное дело, не было и в помине – на заре автомобильной эпохи предки пользовались привычными подручными средствами, основой которых служил подходящий навесной замок. К примеру, колесные спицы и рессоры самодвижущихся экипажей обматывали цепью, концы которой запирали между собой. Просто, наглядно и… немножко опасно: у водителя, забывшего «отключить» такую «противоугонку», тут же срезало спицы.
Блокиратор стояночного тормоза сегодня практически не используется. Но столетие назад затянутый до отказа «ручник» часто запирали на замок. А лидер современной «механики» – блокиратор рулевого вала – использовался уже тогда: правда, в ином обличье. На автомобилях, рулевой вал которых прятался в трубе, механический запор соединял ее с одной из спиц рулевого колеса. А там, где трубы изначально не было, действовали «в лоб»: брали безотказную цепь, пропускали ее сквозь «баранку» и соединяли, с чем придется – например, с торпедо…
Заводная рукоятка умерла в нашей стране не так давно. Но во времена, когда она заменяла собой стартер, имело смысл применить ту же цепь, прикрутив рукоятку, например, к рессоре. А прообразом электронных «противоугонок» было магнето, с которого снимали электрический провод, после чего запирали всевозможными способами капот. Примерно так до сих пор и блокируют систему зажигания… Кстати, первая попытка применить на машине электрический стартер была предпринята американцем Уинтоном еще в 1896 году. В 1911 году это же пытался сделать Фердинанд Порше, но серийным изделие смогло называться только с 1912 года, обосновавшись усилиями изобретателя Кеттеринга на «Кадиллаке». Кто первым додумался заблокировать такой стартер – неизвестно…
Первые Победы и Москвичи также защищали, чем придется. Самым надежным способом защиты представлялось применение любых замков с цепями на педальном узле и руле. Аккумуляторную батарею частенько уносили домой: мол, как без нее уедешь… Более продвинутые пользователи осмеливались влезать в систему зажигания, нарушая цепь прерывателя. А пусковую цепь порой подключали к звуковому сигналу – на этом нехитром приеме попался даже Деточкин.
С появлением Жигулей активизировались как жулики, так и владельцы этих дорогих малолитражек. В продаже потихоньку стали появляться примитивные электронные противоугонки, отключаемые скрытым в салоне тумблером и блокирующие все ту же цепь зажигания. Вор должен был испугаться воплей звукового сигнала. Механика в основном была представлена различными вариантами простеньких «кочережек», цепляющихся за рулевое колесо и педальный узел. Замковая часть поддавалась отверткам и кускам консервных банок, но особого выбора все равно не было.
Защищать отдельные запчасти помогали самоделки. Наружные зеркала стали монтировать через быстросъемный «ласточкин хвост», для крепления колесных колпаков начали применять секретки, а от кражи ветровых стекол появились эдакие гигантские «канцелярские кнопки, втыкаемые снаружи через резиновый уплотнитель и загибаемые изнутри. Позднее установщики стали применять смекалку, дорабатывая даже примитивное классическое зажигание, а также втягивающие реле стартеров. А в механике лидерами по угоностойкости и популярности стали блокираторы рулевого вала типа «Гарант».
А вот что, к счастью, сошло со сцены, так это завезенные с Востока многоголосые сирены. Поначалу подобный импорт казался многим чуть ли не панацеей. Но вскоре выяснилось, что подобные «шумелки» лишь раздражают население, но ничуть не повышают угоностойкость автомобиля. А в последнее время мир вновь немного сошел с ума, потому что на смену охранным комплексам пришла новомодная «телематика». Вместо совершенствования чисто защитных функций такие системы предлагают множество второстепенных услуг типа заказа столика в ресторанах или бронирования гостиницы. Впрочем, каждой эпохе – свое.
Гараж тоже был своего рода защитой от угона или разграбления автомобиля. Но, в советские времена были они далеко не у всех автовладельцев, а за право гараж заполучить, плелись интриги и разыгрывались настоящие драматические баталии, что хорошо показано в одноименно фильме. Ну и как мы знаем по другому культовому советскому фильму, «Берегись автомобиля», гараж тоже не гарантировал 100% сохранность частной собственности.
