Будем ездить на «Ладах» и «Москвичах»? Почему в России запрещают использовать иномарки для нужд такси

Сегодня уже почти никто не понимает, что такое «зеленоглазое такси». А многим уже и не верится, что совсем недавно единственной маркой автомобиля в таксопарках была «Волга». Сначала ГАЗ-21, потом ГАЗ-24 – неважно. И был у них зеленый фонарик под ветровым стеклом: светится – значит, машина свободна…

Редакция

Волжанки трудились по всему Союзу круглыми сутками. И это было нормально. Но времена изменились, а потому принятый недавно законопроект о запрете на использование для нужд такси нелокализованных автомобилей всколыхнул общество. Теперь как таксопарки, так и водители-частники должны будут применять только машины российского производства. Минимальный уровень их локализации должен превышать 3,2 тыс. баллов по аналогии с госзакупками автомобилей. Поэтому иномарок с 1 марта 2026 года в такси больше не будет. Таксопаркам также разрешили использовать автомобили отечественного производства, которые закуплены у заводов, заключивших специнвестконтракт в период от 1 марта 2022-го до 1 марта 2025-го. Сюда попали  автомобили Chery, которые под именем Tenet собираются производить на бывшем заводе Volkswagen (ныне «АГР»), кроссоверы Exeed (бывший завод Mercеdes-Benz под управлением «Автодома»), модели завода «Москвич», седаны и кроссоверы Evolute Липецкого завода, а также возможные будущие новинки совместного производства Changan и »Группы ГАЗ», модели Omoda, Jetour, Kaiyi, BAIC с калининградского завода «Автотор», а также автомобили «АвтоВАЗ». Послабление действует только для Калининградской области, Сибири и Дальнего Востока – там нашемарки должны будут освоить езду с шашечками только в 2028 году. А в Приморье – в 1930 году.

Таксомоторный бизнес крайне недоволен этими намерениями. Основная претензия – искусственное ограничение выбора машин из-за введения балльной системы. Дескать, такси не участвует в программе госзакупок: это полностью коммерческая отрасль, поэтому попытки применить балльную систему к отрасли «юридически некорректны». Прогнозируются и последствия: масса перевозчиков уйдет в теневой бизнес, а государство лишится налоговой прибыли. Стоимость поездок в такси тут же подпрыгнет, а нагрузка на общественный транспорт резко возрастет.

Аналитики прикинули: из отрасли уйдет примерно полмиллиона таксистов. Куда именно они уйдут? Скорее всего – в доставку: там пока что новых требований нет. А регионы, скорее всего, захотят самостоятельно регулировать данный вопрос. Финансовые прикидки показывают, что новые автомобили, соответствующие закону, стоят в среднем вдвое дороже подержанных. В случае принятия закона волна подорожания захлестнет агрегаторов с весны 2026 года. В целом по регионам рост будет относительно равномерным, однако в Москве скачок цен окажется заметнее из-за более частого обновления таксопарков. Кстати, вырастут не только цены, но и время ожидания машины. 

Страшилки плодятся быстро. Дескать, таксопарки наполнятся машинами прошлого века, надежность и уровень безопасности которых ничему не соответствует. Формально таксопарки будут закупать новые автомобили, но водители изо всех сил будут цепляться за ставшие привычными старые. Пассажиры также начнут кочевряжиться: мол, на Ладе не поеду! 

Многие считают, что закон о локализации такси не должен распространяться на личные автомобили частных водителей, работающих по заказам через приложения. Причина — в преимущественном использовании машины в личных целях. А суть реформы должна состоять в том, что рекомендуемый автомобиль должен производиться на территории России – безо всякого подсчета баллов.

Ситуация сложная. Законопроект должен подстегнуть буксующую локализацию производства  – это понятно. А иномарка сегодня лучше нашемарки – это тоже понятно. Что ж, первые результаты мы должны ощутить, по идее, примерно через год-полтора.

Но на Волгах ездить уже, скорее всего, не будем.

Редакция рекомендует:






Источник