Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев

Первые бронированные лимузины у руководителей СССР появились раньше, чем у лидеров иных европейских стран и даже США.

Сергей Орлов

АМЕРИКА — РОССИИ

Первые бронированные автомобили члены политбюро ЦК ВКП (б) получили уже в середине 1930‑х. Это были американские машины прославленной тогда марки Packard. Именно они на долгие годы стали любимыми автомобилями Сталина. А потому и неким эталоном для советского автопрома. 

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев
Двенадцатицилиндровый Packard Twelve серии 1508 с дополнительными фарой и звуковыми сигналами, характерными для автомобилей ГОНа

В 1930‑х солидные комфортабельные Packard с рядными 8‑цилиндровыми и 12‑цилиндровыми V-образными двигателями самый мощный из которых развивал 165 л. с. и одно время был самым мощным серийным в США, действительно, были очень продвинутыми. Такие лимузины по заказу СССР бронировали в США и поставляли в кремлевский Гараж Особого Назначения (ГОН). 

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев
ЗИС-101А должен был стать основой для бронированной версии «Экстра»

Парк главного гаража страны периодические обновляли. Но лидерам великой социалистической державы, конечно, подобало бы ездить на отечественных автомобилях. Осталась «малость» — создать аналог заокеанского бронированного лимузина.

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев
Один из первых бронированных ЗИС-110С

МОСКОВСКАЯ «ЭКСТРА»

В 1936 году в столице Союза начали производство лимузинов ЗИС-101. Однако они, конечно, были классом пониже Packard, куда ближе к Buick, к которому и имели непосредственное отношение по конструкции основных агрегатов. Руководители СССР в таких машинах не ездили. ЗИС-101 стал автомобилей наркомов и руководителей обкомов. Но другой подходящей отечественной модели не было.

В 1940‑м московский лимузин обновили. ЗИС-101А получил кузов улучшенной конструкции и с обновленным передком. Рядный 8‑цилиндровый мотор объемом 5,8 л форсировали с 90 л. с. до 116 л. с.

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев
Бронекапсула лимузина ЗИС-110С

Именно ЗИС-101А взяли за основу для первого в стране бронированного (или, как говорят профессионалы — защищенного) лимузина. Под него на заводе начали даже проект двигателя V12 мощностью 125 л. с., в основе которого, естественно, лежал американский мотор.

Секретные работы по созданию бронированного ЗИС-101А «Экстра», проектная масса которого составляла 4600 кг, курировал начальник личной охраны Иосифа Сталина Николай Власик. Первый еще не доделанный ходовой образец сделали осенью 1940 года. Но до начала Великой Отечественной построили лишь два прототипа.

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев
Приезд Сталина в ЗИС-115 на авиа парад в Тушино, 1949 г.

Формально и с началом войны планы создания бронированного ЗИС-101 не оставили. И хотя проект двигателя V12 приостановили, ряд работ по лимузину наметили на 1942–1943 гг. Но в это время на заводе уже начали создание другой, совсем новой базовой модели.

КАПСУЛА ЭПОХИ

ЗИС-110 стал вариацией на ему предвоенного Packard 180. Таких машин в ГОНе, кстати, не было. Советский рядный 8‑цилиндровый двигатель объемом 6 л развивал 140 л. с. и работал с трехступенчатой коробкой передач. Спереди впервые на автомобилях ЗИС была независимая пружинная подвеска, сзади — жесткий мост на рессорах. 

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев
Сохранившийся до наших дней ЗИС-115

Проектирование бронированного ЗИС-110С (специальный) начали вскоре после начала работа по стандартной машине. Кстати, первый опытный образец броневика получил индекс ЗИС-111. Внешне автомобиль практически не отличался от серийного. Опознать его можно было лишь по третьей фаре посредине передка и более выпуклым колесным колпакам, за которыми стояли усиленные ступицы.

Бронекапсула из прочной стали имела массу 1210 кг, а весь автомобиль без нагрузки — 4670 кг. Ведь бронелисты имели толщину 6‑6,5 мм, основа кузова — 3 мм. Столь тяжелый автомобиль потребовал серьезной переделки шасси. Усилили раму, особенно в передней части, подвески, ступицы.

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев
Интерьер ЗИС-115 из коллекции рижского мотор-музея

Специально для ЗИС-110 разработали шины размерностью 7.50‑17 вместо стандартных 7.50‑16. Именно шины и стали главной проблемой.

Первые готовые машины ЗИС-110СО, собранные в 1947 году, стояли под охраной МГБ на заводе, поскольку шины не устраивали заказчика — ГОН.

Понятно было, что ЗИС-110С слишком тяжелый. Снаряженная масса была на 360‑400 кг больше, чем у аналогичного Packard. Изготовить успели всего 8 бронированных ЗИС условной первой серии.

По воспоминаниям современников, Сталин один раз все-таки проехал в ЗИС-110С в отпуске в Крыму. Туда машину привезли в качестве резервной, но часть маршрута вождь ехал именно в ней. Автомобиль Сталину понравился. Но узнав, что автомобиль предстоит переделывать, генсек устроил разнос Власику, курировавшему проект. Возмущался впустую потраченными деньгами. Но завод уже активно модернизировал машину.

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев
Никита Хрущев нередко появлялся на публике в открытом ЗИС-110Б

СИМВОЛ ВЛАСТИ

Бронеавтомобиль второго поколения ЗИС-110СО, вскоре переименованные в ЗИС-115 прошли строжайшие испытания обстрелом из стрелкового оружия. Причем по настоянию МГБ, стреляли по машине с более близкого расстояния, чем было заложено в техническом задании. Облегченный на 500 кг автомобиль выдержал. Толщину боковой брони уменьшили до 5,4–5,9 мм, днища — до 3 мм. Толщина стекол осталась прежней — 75 мм. Но конструкцию изменили — при взгляде с наружи стекла выглядели теперь менее мутными. Кстати, для подъема стекол бронированного автомобиля в дверях стояли гидравлические домкраты. Как и на ЗИС-110С тяжеленные двери на ходу можно было зафиксировать специальными цепочками.

Разумеется, улучшилась и динамика. ЗИС-110С достигал 100 км/ч за 33 с, а облегченный ЗИС-115 — за 40 с. Ярославский завод, тем временем, довел специальные шины до ума. 

К 1950 году собрали уже 24 серийных машины. Вот ЗИС-115 впервые и стал главным автомобилем страны, который обслуживал Сталина и его ближайших соратников. Сталин ездил, как правило, на откидном сиденье — страпонтене. По одной из версий, он считал его самым безопасным в случае атаки. По другой, пожилому человеку удобней было садиться на страпонтен и с него вылезать из машины. 

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев
Никита Хрущев в полноприводном кабриолете ЗИС-110П

БРОНЬ НА ЭКСПОРТ

Первые три бронированных автомобиля ЗИС-115 отправили на экспорт в Китай еще в 1950 году, два — в Корею. Позднее лимузины регулярно отправляли лидерам стран соцлагеря. Для начала Болеславу Беруту в Польшу и Матьяшу Ракоши в Венгрию. Вслед за ними бронированные ЗИС получили лидер Югославии Иосип Броз Тито, основатель социалистического Вьетнама Хо Ши Мин, король Афганистана Захир-Шах. 

В 1950‑м производство ЗИС-115 свернули. ГОН уже насытили бронированными автомобилями. Но в 1953‑м по требованию заказчика производство возобновили. А ведь специалистов ЗИС, которые занимались броневиками, перевели уже на другую работу.

Но ГОНу потребовалось пополнить запас автомобилей, вероятно, именно потому, что машины в качестве подарков уходили на экспорт. Кстати, уже после смерти Сталина — в 1954‑м в Китай отправили еще 10 автомобилей.

Кондиционера ЗИС-115 так и не получил, хотя работы в этом направлении вели. Последние 12 бронированных лимузинов собрали в 1955 году. Всего изготовили 56 ЗИС-115.

ВРЕМЯ ОТКРЫТИЙ

Новое руководство страны во главе с Никитой Хрущевым поначалу тоже пользовалось ЗИС-115. Особенно в поездках за границей. Но именно Хрущев, как вспоминали очевидцы, раскритиковал саму идею бронированной машины, считая, что у него нет поводов прятаться от народа. 

Хрущев, действительно, часто появлялся на публике и даже ездил с почетными гостями в открытых ЗИС-110Б вдоль густых, плотных рядов граждан. Да и за границей в соцстранах Хрущева нередко возили в кабриолетах. Такое поведение лидера СССР стало одним из символов оттепели — времени куда большей, чем прежде открытости страны и власти и даже некой демократичности. 

Поскольку новый лидер любил ездить в глубинку, на московском заводе, теперь имени Лихачева, а не Сталина, возродили проект полноприводного ЗИС-110. И в кортежах Хрущева ЗИС-110П во время командировок, действительно, использовали.

Броневик для вождя: автомобили Сталина, которые невзлюбил Хрущев
Краш-тест ЗИС-110СО, 1985 г.

ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

Со второй половину 1950‑х советское руководство три десятилетия не пользовалось бронированными автомобилями. Вопрос о них не подняли даже после покушении на Леонида Брежнева в 1969‑м. Тогда лейтенант советской армии Ильин стрелял в кортеж, в одной из машин которого ехали космонавты. Именно эта машина по ошибке Ильина и стала мишенью. В результате покушения погиб водитель ГОН Илья Жарков, который вел этот ЗИЛ-111.

Но ЗИС-115, принадлежащие ГОНу, поддерживали в полной боевой и числили в резерве. Последний бронированный лимузин официально вывели из гаража лишь в 1994 году. А ЗИЛ-111, и ЗИЛ-114 бронированных версий не имели. Создание такой машины начали в 1978‑м. Но не для генсека, а по просьбе лидеров Кубы и Афганистана. Туда для Нур Мохаммада Тараки временно отправили из резерва ГОНа ЗИС-115.

Последнюю службу сталинский лимузин сослужил в 1985‑м, когда на полигоне провели краш-тест ЗИС-110СО. Испытание понадобилось при создании бронированного ЗИЛ-4105, ведь иного аналога в Союзе просто не было. Данные полученные на испытаниях, использовании при проектировании нового бронированного лимузина.

Некоторые бронированные ЗИС списали и разобрали. Но немало машин сохранились. Несколько автомобилей стоят в музеях за рубежом. В России часть машин — в частных коллекциях, но есть и в открытых экспозициях. Так, что посмотреть на любимый автомобиль Сталина не трудно. А вот прокатиться в нем куда сложнее…

Редакция рекомендует:






Источник