Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне

Путешествие по Чечне на автомобиле? Пока на это отваживаются только самые продвинутые любители активного отдыха. Но в этом, как ни странно, есть свой плюс – к такому выводу я пришел, проехав по самым красивым местам Чеченской республики за рулем кроссовера Jetour T2.

Максим Федоров

Изначально организаторами планировался «гибридный» маршрут путешествия, который стартовал в Грозном и заканчивался в Махачкале, но из-за известных событий буквально за несколько дней до вылета программу пришлось срочно перекраивать… Впрочем, Дагестан в итоге у нас все равно был, а Чечню мы изучили еще лучше, что позволило получить более цельное представление об этом регионе Северного Кавказа.

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне
Восстановленные дозорные и боевые башни в Чечне встречаются довольно часто, но степень их аутентичности разнится достаточно сильно. Доехать к ним можно и на легковушке, но за рулем полноприводного кроссовера Jetour T2 с межосевой и задней межколесной муфтами, высокопрофильными шинами и дорожным приветом 22 см, это будет сделать проще и комфортнее.

В Чечне я уже был второй раз, но только сейчас мне удалось познакомиться с ее достопримечательностями. За три дня мы проехали почти полтысячи километров, посетили все знаковые фототочки и попутно проверили возможности кроссовера бренда Jetour, чья концепция «заточена» под путешествия. И в случае с моделью T2 – это непустые слова. В целом весь маршрут можно было проехать даже на заниженной «Приоре», коих здесь встречается немало. Но испортившаяся погода сделала условия езды более жесткими, размывая горные склоны и грунтовки внезапно разразившимися дождями (штатная стальная защита мотора Jetour T2 неоднократно напоминала о себе характерными звуками ударов камней) и скрывая перевалы плотным туманом облаков.

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне
При движении вдоль Аргунского ущелья горный ландшафт постоянно меняется: здесь можно увидеть и подобие альпийских лугов, и голые скалы и субтропические заросли деревьев.

«Еще вчера здесь было за тридцать» – в ответ на мое удивление, почему на юге сейчас холоднее, чем в Питере, сообщил наш провожатый. Но я знал, что горы в плане погоды непредсказуемы и предусмотрительно захватил худи, чувствуя себя вполне комфортно. А вот коллегам, отправившимся в путешествие в легких рубашках и футболках, приходилось ежится от ветра и моросящего дождя. Главный плюс испортившейся погоды – это то, что на фото горы, закрытые плотной шапкой облаков, смотрелись более атмосферно. Коллеги сравнивали увиденное с Норвегией и Шотландией, я же заметил что-то общее с Хакассией и Горным Алтаем. Но могу сказать одно – виды здесь настолько потрясающие, что ни один объектив не способен передать и половины всей красоты, которую я видел глазами.

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне
Испортившаяся погода добавила драматичности фотографиям, но гулять при плюс десяти градусах и моросящем дожде было некомфортно. Небольшие оползни вдоль горного серпантина движение не затрудняли, но постоянно напоминали о себе ударами камней о штатную стальную защиту мотора Jetour T2.

Причем рельеф и пейзаж местности может меняться буквально за каждым поворотом Аргунского ущелья. Вот мы едем вдоль «альпийских лугов» с пасущимися отарами овец и гуляющими по дороге меланхоличными коровами, а буквально через несколько километров на смену «зеленке», где практически нет деревьев, приходят брутальные скалы, утыканные соснами. Но стоит подождать еще немного и картинка за окном кроссовера опять другая: теперь горы облепили плотные заросли кустарников и деревьев, как в субтропическом Сочи…

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне
Отличный асфальт горных серпантинов и мощный двухлитровый мотор Jetour T2 позволяет ехать быстро, но делать это не хочется, так как голова буквально идет кругом от окружающей тебя красоты.

Помимо самих гор, точками притяжения здесь являются дозорные и боевые башни, которыми усеяно практически все Аргунское ущелье, где, по словам нашего гида, когда-то проходил Шелковый путь. Находились они на расстоянии взгляда, обеспечивая быструю коммуникацию в случае вторжения врага – при помощи дыма и сигнальных колоколов. До наших дней эти башни практически не сохранились, но в последние годы в республике идет активное восстановление древнего наследия. Где-то получается очень похоже на оригинал (даже камни по большей части используются древние), а где-то это новодел, строители которого не особо старались воссоздать исходную архитектуру. 

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне
В новой каменной кладке местами используются древние камни. К сожалению, полностью восстановить башню в первоначальном ее виде, задача практически невыполнимая.

Например, в музейном башенном комплексе в местечке Шарой, при раскопках были обнаружены и водопровод (крепости обязательно строились на источнике, чтобы выдержать длительную осаду) и даже канализация, но воссозданные постройки всего этого лишены. Даже низкие дверные проемы (они не дают уходить теплу и затрудняют штурм здания) прошли «апгрейд»: в оригинальных постройках они были еще ниже и в случае нападения закрывались изнутри плоским камнем с несколькими засовами, полностью соответствуя выражению «мой дом – моя крепость». Укрытые профнастилом крыши «древних» построек тоже не добавляют им аутентичности. Но, если учесть, что еще десять лет назад здесь были руины, то даже такой новодел – это лучше, чем просто груда заросших травой камней. 

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне
Шатойский музейный комплекс – это новодел, лишь приблизительно повторяющий те постройки, которые были на этом месте сотни лет назад.

Помимо гор и башен в Чечне есть также красивейшие водопады и озера. Обязательно стоит остановится в отеле возле горного озера Казеной-Ам – с шикарными видами, чистейшей водой и окуневой рыбалкой. Это озеро находится на границе с Дагестаном, и буквально свернув на выезде в противоположную сторону от Грозного, вы попадете в соседнюю республику. Не зная этих нюансов, мы очень удивились, когда через несколько десятков километров нас тормознули на КПП для регистрации водителя и пассажиров. И только потом узнали, что уже давно едем по Дагестану! Визуальных отличий почти никаких – петляющая вдоль скал асфальтовая горная дорога такого же отличного качества, как и в Чечне, а вот горные пейзажи, по своей колористике смотрятся даже более фактурно. Светлый известняк накрывают зеленые «шевелюры» лугов, а потом и вовсе начинается черная горная порода, издалека напоминающая гигантские кучи свежеснятого асфальта…

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне
Горное озеро Казенной-Ам расположено на границе с Дагестаном и отличается чистейшей водой бирюзового цвета. От него в соседнюю республику ведет отличный асфальтовый серпантин с потрясающими видами.

Впрочем, одно важное отличие при переезде из Чечни в Дагестан все же есть. Остановившись возле «инстаграмного» места с каменными шарами и «парящими» над пропастью качелями, я обнаружил кучи мусора и пластиковых бутылок, чего в предыдущие дни путешествия не замечал. В Чечне за чистотой и порядком следят гораздо лучше. Возвращаясь в Грозный, я увидел женщин, собирающих мусор вдоль обочин. Ну а там, где начинались населенные пункты, практически не было ветхих построек, заборы выглядели плюс-минус одинаково (чем ближе к столице Чечни, тем это заметнее) и даже стволы деревьев возле трассы были побелены. Коллеги провели аналогию с такими же аккуратными белорусскими деревнями и здесь я с ними полностью согласен.

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне
Это уже Дагестан. Каменные шары, как ни странно, не рукотворные, а следствие причудливой эррозии горной породы. На фото не попал оставленный туристами мусор – в Чечне такого я не видел.

Да, Чечне еще нужно поработать над туристической инфраструктурой – за пределами Грозного очень не хватает качественных гостиниц и ресторанов, а также привычного «столичного» сервиса в них. Есть проблемы с логистикой, поэтому без своего автомобиля (желательно с внедорожными способностями, как у Jetour T2) здесь не увидишь и половины того, что видели мы. Но то, то процесс идет в нужном направлении видно и слышно – это подтверждали наши гиды и экскурсоводы на местах. Они отзывались о министре по туризму, как об очень открытом и болеющим за свое дело человеке, не зная, что он принимал участие и в организации нашего путешествия. Развитию туристической отрасли в регионе дан зеленый свет, но процесс этот займет немало времени. Пока Чечня, как место для самостоятельных путешествий, в том числе на автомобиле, известно не очень широко. Но в этом есть и свой плюс: при посещении самых интересных мест нет толп любителей горных красот и местная кухня еще не растеряла своей аутентичности.

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне
Мечеть “Гордость мусульман” в Шали – самая большая в Европе, вмещает до 30 тысяч человек. Ниже – смотровая площадка рядом с Грозным и вид центра столицы Чечни на закате.

В Чечне нет каршеринга, Яндекс Такси и сетевых магазинов/заправок. Банковские карты за пределами крупных населенных пунктов принимают мало где: расплачиваться в такси и лавках (даже в аэропорту!) нужно наличкой или переводом по номеру телефона. Но к этим особенностям быстро привыкаешь, тем более что местные жители и представители закона всегда готовы помочь решить возникшую проблему. При этом в плане безопасности – это один из самых спокойных регионов Северного Кавказа. В Чечне вы не встретите гаишников, которые «стригут» автотуристов за надуманные нарушения. Здесь нулевой уровень воровства, поскольку человек совершивший такой проступок, навлекает позор на всю семью. Ну а то, что нужно учитывать местные традиции в том, что касается дресс-кода или употребления спиртных напитков – объяснять, наверное, не нужно. Те, кто едут сюда, должны об этом знать. Это правило хорошего тона, которое работает в обе стороны.

Башни, горы и «Приоры»: как я проехал на Jetour T2 по Чечне
Центр Грозного сейчас активно застраивается и местами напоминает Дубай

Что еще почитать:

Jetour запускает путеводитель для автомобилистов

Редакция рекомендует:






Источник